— Наталья, как психологи объясняют острую реакцию учеников и их родителей на начало учебного года?
— Нашей психике свойственно проявлять повышенную эмоциональную реакцию на смену режима. Так, например, даже после уик-энда работающему тяжелее даётся понедельник. Человек ведь только расслабился, только настроился на один ритм, и вдруг снова необходимо войти в рабочий режим. Психика, конечно, реагирует на эти перепады.
Посещение детьми школы накладывает на мам и пап определённую нагрузку именно в области восстановления контактов, которые им необходимо поддерживать с родителями других учеников, учителями. Если ребёнок идёт в пятый класс, родители тоже растеряны, они будут знакомиться с новыми преподавателями: как всё пойдёт, будут ли их отпрыски приняты?
Кроме того, ребёнок за лето меняется. К примеру, мать замечает, что у него появилось больше автономии, подросток становится более самостоятельным. Как на это отреагирует учитель? Школьный режим ведь всё-таки больше нацелен на то, чтобы ученики были более послушными.
— Получается, если следовать правилу «Сначала кислородную маску родителю, а потом ребёнку», то первым с напряжением должен справиться взрослый. Что для этого нужно делать?
— Для родителей мы рекомендуем помнить мудрую Соломонову фразу: «И это пройдёт». Сентябрь тяжёлый, но и он закончится. Наступит октябрь, уже не нужно будет думать, какую форму покупать, какие учебники — эти внешние факторы снимаются, уже всё приобретено. Школа постепенно входит в жизнь. В нормативном варианте стресс, безусловно, снижается.
Здесь могут быть вариации нормы и ненормы. Когда ребёнка переводят из школы в школу, стресс будет иметь более длительное воздействие, поскольку меняется множество составляющих.
— Есть ли способ для детей подняться на новую ступень обучения наименее безболезненно?
— Здесь очень многое зависит от того, с какими установками ребёнок пришёл, как в его семье реагируют на внешний мир. В этом плане есть разные стратегии отношения к жизни. В психологии они называются стратегиями привязанности. Если школьник вступает в новый учебный год со стратегией «Я хорош и мир хорош», то его внутренние механизмы очень быстро считывают снижение опасности. Маленький человек приходит к ощущению внутренней безопасности. Это помогает ему быстро приобретать эмоциональную стабильность. А ведь именно из-за проявления эмоций у нас зачастую блокируются интеллектуальные способности.
Другая стратегия — амбивалентный тип привязанности. Здесь уже всё будет гораздо сложнее: «Я хорош, а вот хорош ли мир — под вопросом». При таком типе на формирование внутреннего состояния безопасности у школьника уходит больше времени. Как и у его мамы. Ведь такую стратегию он получает от неё с младенчества. Мы называем таких матерей высокотревожными, определённой тревожностью отличаются и их дети. Характерное отношение к миру распространяется и на школу. Поэтому такой ребёнок чуть больше тратит времени на приведение себя во внутреннее спокойствие, и только потом уже он может воспринимать материал.
При избегающем типе привязанности у человека восприятие себя и мира следующее: «И я плох, и мир плох». Адаптация происходит сложнее. Мы рекомендуем учителям чаще снимать тревожность поддерживающими и успокаивающими фразами: «Вы стараетесь, вы молодцы».
— Как быть с выпускниками — девяти- и одиннадцатиклассниками? Как наиболее эффективно настроить их на подготовку к экзаменам? Нужно ли это делать в самом начале учебного года?
— Пик обращений за психологическими консультациями действительно приходится на девятый и чуть реже — на 11-й классы, потому что подростки испытывают тотальный страх: «Я ничего не напишу». Здесь ни в коем случае нельзя нагнетать тревогу.
Также не стоит обобщать страх. Нужно помочь прийти к конкретизации: «Давай посмотрим, раскладывая всё по полочкам, что конкретно не получается». И это помогает почувствовать ребёнку, что что-то он точно уже знает, ведь он столько лет учился, у него хорошие оценки, значит он сможет собраться.
— Как помочь школьнику с уроками, если он сам не справляется? Нужно ли сразу вести к репетитору?
— Почему родители сегодня так часто прибегают к помощи репетиторов? Потому что сегодня очень специфичные формы контроля за учёбой. Большинство родителей такие тестирования не проходили, и они их боятся. Поэтому они как бы переводят на репетитора свои обязанности. Специалисты, конечно, компетентны и могут лучше подготовить ребёнка, проанализировав зоны его знаний. Такая ситуация и помогает, и мешает родителям одновременно. Ведь ни один репетитор не предоставит того психологического одобрения, которое могут дать только отец и мать. Они должны быть в этом плане всегда доступны для разговора с ребёнком.
Во многих семьях с начальной школы отношения родителей и детей сводятся почему-то только к подготовке к урокам. Это очень тревожный сигнал. Уроки должны быть уроками, но если у ребёнка не будет досуга с родителями, какого-то другого общего дела, то он может начать бессознательно провоцировать взрослых, выбивая внимание как раз-таки неделанием уроков.
— На вопрос «Как дела в школе?» от современного ребёнка чаще всего можно услышать лишь «Норм». Как правильно формулировать вопросы, чтобы получать содержательные ответы?
— Вопрос «Как дела?» для ребёнка не про что-то конкретное. Мы должны понимать некоторую особенность мышления детей. Развитие логики запускается в 6–7 лет, пик приходится на 25 лет. У людей также есть ещё две очень важные формы мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное. Поэтому на вопрос «Как дела?» ребёнок не ответит обстоятельно. Его надо спрашивать более ситуативно. Например: «Что делали на физкультуре? Что сегодня рисовали?»
Помимо мышления, у детей ещё отличается и уровень памяти. Чем младше ребёнок, тем меньше он помнит. Придя домой, он уже вам не расскажет, что у него было на первом уроке.
Вообще первоочередная задача человеческого организма — эмоциональная стабильность. Поэтому у ребёнка не стоит просто спрашивать: «Как дела?», лучше поинтересоваться: «С кем ты сегодня разговаривал? Кто тебе на уроках что-то интересное рассказывал?»
Дежурный вопрос «Как дела?» скорее нацелен не на контакт, а для оценивания себя как неравнодушного родителя. Этот вопрос не годится ни маленькому ребёнку, ни взрослому. Те, кто в контакте со своими детьми, знают, что спрашивать.