«Том Сойер Фест» зародился в Самаре в 2015 году. Именно там идея сохранять исторический облик города превратилась в проект, который позже распространился на всю страну. Ставропольские последователи этого движения проявили себя в 2019 году, когда отреставрировали фасад жилого дома на улице Ленина, 165. Через год они смогли изменить облик дома на улице Лермонтова, напротив Центрального рынка: сейчас он выделяется на фоне остальных смесью старинной архитектуры и по-современному аккуратного вида.
Теперь же, 18 июня, стартовал пятый сезон «Том Сойер Феста» в Ставрополе. Волонтёры второй год продолжают работать над домами № 39, 40 и 41 на проспекте Карла Маркса. В документах о них сохранилось не слишком много данных. Они впервые упоминаются в «Табеле домов и дворовых мест в губернском городе Ставрополе» за 1881 год. Краеведы, которые консультируют волонтёров-реставраторов, полагают, оценивая единый стиль домов, что все помещения находились во владении одного человека или одной семьи. В этом контексте упоминается некто Яков Ханов. Чуть больше картину проясняет табель за 1896 год. Там, вероятно, эти же дома приписываются мещанке Исахановой. Возможно, она была в родстве с Хановым.
Историки также обращают внимание на традиционные для дореволюционной ставропольской архитектуры символы, которые встречаются в декорировании фасада: солярные символы, символы земного и водяного миров. Они изображаются в виде кругов, треугольников и квадратов, которые получались из-за особого узора кладки. Но чтобы сохранить и подчеркнуть эти тонкости, волонтёрам предстоит много работы. По их планам, фасады всех трёх домов вновь станут красно-кирпичными, на окнах появятся рамы под старину и ставни, на входах — аутентичные двери и козырьки над ними.
С 40-го и 41-го домов за прошлый сезон уже удалось сбить всю штукатурку, которую ради простоты и практичности наносили жильцы домов в советские годы. Потом стены приходится обрабатывать специальными гидрофобными смесями, чтобы защитить кладку от намокания и выветривания. Примечательно, что к волонтёрам присоединился и местный бизнес. Так, владельцы ветеринарной аптеки в одном из двух домов и сами раньше пытались придать строению исторический вид, использовали для этого мойку большого давления, но позже договорились о помощи волонтёров. За судьбой соседнего дома наблюдали владельцы кафе, стоящего рядом. Когда активисты закончили фасадные работы, они купили дом у прежнего владельца и провели ремонт внутри. Да так, что умудрились сохранить старый пол, лепнину на потолках и старинные тяги, а потом ещё долго искали шпингалеты и ручки на деревянные окна времён постройки дома. Теперь на интерьер могут посмотреть все желающие.
«Историческая средовая застройка важна для облика города, для ощущения собственной идентичности, понимания, кто мы, что было до нас и что мы возьмём дальше. К сожалению, государство не справляется с сохранением этой застройки. И здесь включается гражданское общество, которое готово без зарплаты заниматься этим — ради ценности процесса. В этом главное — сохранять и популяризировать наследие. Я думаю, классным итогом было бы, если бы мы смогли отстоять и спасти от сноса все исторические дома и сделать их частью городской среды, чтобы они не просто стояли заброшенными, а как здесь. Будет классно, если удастся дать жизнь каждому заброшенному дому»,
— говорит одна из участниц движения Ангелина Головченко.
По её словам, костяк «Том Сойер Феста» в Ставрополе составляют восемь человек, которые ведут круглогодичную работу. А вот помощников за все годы проекта уж точно собралось за сотню. Подсчёт никто не ведёт, но интерес у горожан присутствует стабильно.
Вот и на открытии нового сезона собралось около трёх десятков человек. Все желающие могли приложить руку к спасению старины. Организаторы предложили работу на выбор: можно было очистить от краски металлические элементы декора или же отбивать от третьего дома штукатурку. Работа кипела по обоим направлениям. Добровольцам, которые до того не имели опыта в использовании стамески или металлических щёток, помогали опытные волонтёры. Кто-то из тех, кто сегодня впервые попробовал себя в деле, обязательно вернётся вновь, уверена одна из самых первых участников «Феста» в Ставрополе Татьяна Фёдорова.
«Я с восьми лет увлекаюсь историей, краеведением, изучением города. Бывала на археологических выездах. Потом узнала про „Том Сойер Фест“. До 2019 года из-за учёбы не могла участвовать, наблюдала. Потом объединила усилия с Иваном Самохваловым и начала. Это моя отдушина, которая за годы не исчезла и не ослабла. Рада, что это выливается в проекты, где можно сделать что-то полезное для людей, вовлечь тех, кто хочет приобщиться, но не знает как. Это самые разные люди. Много было из других регионов: из Крыма, Майкопа, из Петрозаводска недавно приезжала девушка. Приезжающие, кстати, которые свежим взглядом смотрят на нашу архитектуру, восхищаются ею. Даже если дом стоит разрушенный, признан аварийным, всё равно фотографируются с ним»,
— говорит Фёдорова.
Самое важное в работе со зданиями этой эпохи — позаботиться о кирпиче. Если с ним всё в порядке, то остальные работы уже не вызывают тревог. Если же нет, то сложность процессов возрастает десятикратно, рассказывает участник проекта Кирилл Полухин, который координирует строительную часть процесса. По его словам, в наилучшем состоянии находится кладка именно у 39-го дома. Иронично, что он чуть не пошёл под снос, когда рядом строили многоэтажку. Но в итоге новое здание получилось более скромным, а уже расселённый домик по соседству так и остался стоять и пустовать. Сейчас волонтёры аккуратно подступаются к его фасаду, но в будущем надеются уговорить городские власти отдать им помещения под свой штаб. Обещают в таком случае восстановить весь дом целиком. Нужно ли столько усилий по сохранению старых и зачастую очень ветхих домов?
«Любой человек, который впервые приезжает в Москву или Санкт-Петербург, не едет в Мурино или Выхино и в другие новые районы. Он идет в центр, где в основном исторические здания. В Ставрополе никто не едет сразу в Перспективный. Даже те люди, которые говорят, что не нужно сохранять „эти гнилушки“, любят гулять по центру города, где и были бы только „гнилушки“, если бы за ними кто-то не ухаживал. Если дом Зингера на Невском забросить, то через тридцать лет его тоже можно будет сносить и строить какой-нибудь торговый центр. Именно поэтому всё это нужно сохранять, потому что людям это нравится»,
— уверен Кирилл Полухин.