вс, 21 июль
18:26
+30 °С, облачно

Главное — под штукатуркой: зачем ставропольские волонтёры возвращают старым домам исторический вид

19 июня 2023, 18:05СтатьиФото: Никита Пешков / Из личного архива / Ольга — волонтёр «Том Сойер Феста» отдирает с исторической кладки штукатурку

Современные последователи Тома Сойера вновь принимаются за работу в Ставрополе. Активисты собираются за сто дней вернуть трём домам в историческом центре города тот вид, который задумывал для них архитектор в конце XIX века. Как работают активисты, посмотрел корреспондент «Портала Ставрополя».

Смесь старины и ухоженности

«Том Сойер Фест» зародился в Самаре в 2015 году. Именно там идея сохранять исторический облик города превратилась в проект, который позже распространился на всю страну. Ставропольские последователи этого движения проявили себя в 2019 году, когда отреставрировали фасад жилого дома на улице Ленина, 165. Через год они смогли изменить облик дома на улице Лермонтова, напротив Центрального рынка: сейчас он выделяется на фоне остальных смесью старинной архитектуры и по-современному аккуратного вида.

Теперь же, 18 июня, стартовал пятый сезон «Том Сойер Феста» в Ставрополе. Волонтёры второй год продолжают работать над домами № 39, 40 и 41 на проспекте Карла Маркса. В документах о них сохранилось не слишком много данных. Они впервые упоминаются в «Табеле домов и дворовых мест в губернском городе Ставрополе» за 1881 год. Краеведы, которые консультируют волонтёров-реставраторов, полагают, оценивая единый стиль домов, что все помещения находились во владении одного человека или одной семьи. В этом контексте упоминается некто Яков Ханов. Чуть больше картину проясняет табель за 1896 год. Там, вероятно, эти же дома приписываются мещанке Исахановой. Возможно, она была в родстве с Хановым.

Пятый сезон «Том Сойер Феста» открыт
Фото: Никита Пешков / Из личного архива

Историки также обращают внимание на традиционные для дореволюционной ставропольской архитектуры символы, которые встречаются в декорировании фасада: солярные символы, символы земного и водяного миров. Они изображаются в виде кругов, треугольников и квадратов, которые получались из-за особого узора кладки. Но чтобы сохранить и подчеркнуть эти тонкости, волонтёрам предстоит много работы. По их планам, фасады всех трёх домов вновь станут красно-кирпичными, на окнах появятся рамы под старину и ставни, на входах — аутентичные двери и козырьки над ними.

На открытии можно было посмотреть историческую справку о домах на Карла Маркса
Фото: Никита Пешков / Из личного архива

Лепнина, тяги и шпингалеты

С 40-го и 41-го домов за прошлый сезон уже удалось сбить всю штукатурку, которую ради простоты и практичности наносили жильцы домов в советские годы. Потом стены приходится обрабатывать специальными гидрофобными смесями, чтобы защитить кладку от намокания и выветривания. Примечательно, что к волонтёрам присоединился и местный бизнес. Так, владельцы ветеринарной аптеки в одном из двух домов и сами раньше пытались придать строению исторический вид, использовали для этого мойку большого давления, но позже договорились о помощи волонтёров. За судьбой соседнего дома наблюдали владельцы кафе, стоящего рядом. Когда активисты закончили фасадные работы, они купили дом у прежнего владельца и провели ремонт внутри. Да так, что умудрились сохранить старый пол, лепнину на потолках и старинные тяги, а потом ещё долго искали шпингалеты и ручки на деревянные окна времён постройки дома. Теперь на интерьер могут посмотреть все желающие.

Некоторые участники присоединились к фестивалю впервые
Фото: Никита Пешков / Из личного архива
«Историческая средовая застройка важна для облика города, для ощущения собственной идентичности, понимания, кто мы, что было до нас и что мы возьмём дальше. К сожалению, государство не справляется с сохранением этой застройки. И здесь включается гражданское общество, которое готово без зарплаты заниматься этим — ради ценности процесса. В этом главное  — сохранять и популяризировать наследие. Я думаю, классным итогом было бы, если бы мы смогли отстоять и спасти от сноса все исторические дома и сделать их частью городской среды, чтобы они не просто стояли заброшенными, а как здесь. Будет классно, если удастся дать жизнь каждому заброшенному дому»,

— говорит одна из участниц движения Ангелина Головченко.

По её словам, костяк «Том Сойер Феста» в Ставрополе составляют восемь человек, которые ведут круглогодичную работу. А вот помощников за все годы проекта уж точно собралось за сотню. Подсчёт никто не ведёт, но интерес у горожан присутствует стабильно.

Волонтёры могли работать с фасадом дома или чистить от старой краски элементы декора
Фото: Никита Пешков / Из личного архива

«Нужно сохранять, потому что людям нравится»

Вот и на открытии нового сезона собралось около трёх десятков человек. Все желающие могли приложить руку к спасению старины. Организаторы предложили работу на выбор: можно было очистить от краски металлические элементы декора или же отбивать от третьего дома штукатурку. Работа кипела по обоим направлениям. Добровольцам, которые до того не имели опыта в использовании стамески или металлических щёток, помогали опытные волонтёры. Кто-то из тех, кто сегодня впервые попробовал себя в деле, обязательно вернётся вновь, уверена одна из самых первых участников «Феста» в Ставрополе Татьяна Фёдорова.

Иван Самохвалов — координатор «Том Сойер Феста» в Ставрополе
Фото: Никита Пешков / Из личного архива
«Я с восьми лет увлекаюсь историей, краеведением, изучением города. Бывала на археологических выездах. Потом узнала про „Том Сойер Фест“. До 2019 года из-за учёбы не могла участвовать, наблюдала. Потом объединила усилия с Иваном Самохваловым и начала. Это моя отдушина, которая за годы не исчезла и не ослабла. Рада, что это выливается в проекты, где можно сделать что-то полезное для людей, вовлечь тех, кто хочет приобщиться, но не знает как. Это самые разные люди. Много было из других регионов: из Крыма, Майкопа, из Петрозаводска недавно приезжала девушка. Приезжающие, кстати, которые свежим взглядом смотрят на нашу архитектуру, восхищаются ею. Даже если дом стоит разрушенный, признан аварийным, всё равно фотографируются с ним», 

— говорит Фёдорова.

Артефакты для любителей старины
Фото: Никита Пешков / Из личного архива

Самое важное в работе со зданиями этой эпохи — позаботиться о кирпиче. Если с ним всё в порядке, то остальные работы уже не вызывают тревог. Если же нет, то сложность процессов возрастает десятикратно, рассказывает участник проекта Кирилл Полухин, который координирует строительную часть процесса. По его словам, в наилучшем состоянии находится кладка именно у 39-го дома. Иронично, что он чуть не пошёл под снос, когда рядом строили многоэтажку. Но в итоге новое здание получилось более скромным, а уже расселённый домик по соседству так и остался стоять и пустовать. Сейчас волонтёры аккуратно подступаются к его фасаду, но в будущем надеются уговорить городские власти отдать им помещения под свой штаб. Обещают в таком случае восстановить весь дом целиком. Нужно ли столько усилий по сохранению старых и зачастую очень ветхих домов?

Ангелина Головченко — участница проекта — рассказывает прохожим о происходящем
Фото: Никита Пешков / Из личного архива
«Любой человек, который впервые приезжает в Москву или Санкт-Петербург, не едет в Мурино или Выхино и в другие новые районы. Он идет в центр, где в основном исторические здания. В Ставрополе никто не едет сразу в Перспективный.  Даже те люди, которые говорят, что не нужно сохранять „эти гнилушки“, любят гулять по центру города, где и были бы только „гнилушки“, если бы за ними кто-то не ухаживал. Если дом Зингера на Невском забросить, то через тридцать лет его тоже можно будет сносить и строить какой-нибудь торговый центр. Именно поэтому всё это нужно сохранять, потому что людям это нравится»,

— уверен Кирилл Полухин.

Авторы:Иннокентий Тамахин